В любом рабочем процессе, рано или поздно, возникает конфликтная ситуация. Это естественный процесс. Если в организации нет специального человека отвечающего за персонал, в том числе и решение конфликтных ситуаций, то это обязанность руководителя. Проблему обязательно нужно решать! Не стоит ее запускать до той степени, когда бизнес просто развалится из-за невнимательного отношения к настрою работников. Причиной конфликта могут стать как производственные проблемы, так и общее недовольство. Какие меры нужно предпринимать для стабилизации ситуации:
- Извинится. Виновная сторона конфликта может извиниться, и проблема будет исчерпана. Сегодня забывается этот способ решения. Дальнейшее продолжение ссоры будет как минимум нелогично. Здесь главное найти причину и виновного.
- Взять ответственность на себя. В конфликтной ситуации человеку важно чувствовать поддержку.
- Недостаточно успокоить человека, нужно решать саму проблему. Предложить решение, а также выслушать варианты второй стороны. В данном случае необходимо решить проблему. И если у оппонента способ действеннее, то не нужно этим пренебрегать.
- Контроль за ситуацией. Если нет возможности лично контролировать ход решения (при отсутствии HR-менеджера) нужно поручить контроль ответственному лицу. Постараться предотвратить возможность возникновения подобных ситуаций.
- Даже если есть менеджер по работе с персоналом, руководителю необходимо следить за атмосферой в коллективе.
- В любом рабочем коллективе должны быть установленные нормы и правила – корпоративный кодекс. В него могут входить и правила общения: нельзя использовать нецензурную лексику, нельзя разговаривать на повышенных тонах, доброжелательность, ни в коем случае никакой дискриминации по любому признаку.
- Повышать грамотность руководителей. Даже если присутствуют менеджеры по работе с персоналом, то руководители отделов не должны перекладывать на них всю ответственность. Подчиненные берут пример со своего непосредственного руководителя, поэтому психологическая грамотность неотъемлемая часть должностных обязанностей.
- Важным решением будет хорошая организация рабочих мест. Сотрудникам должно быть комфортно работать. Если персонала много, то рабочие зоны можно разделить специальными перегородками. Это позволит создать более благоприятную обстановку. Даже в таком уединении человеку легче сконцентрироваться и меньше вариантов для недовольства.
Конфликты на рабочем месте бывают различных типов:
- Личностные. Это конфликты в отношениях между людьми. Считается, что это женские вопросы. К ним относится: повышенное внимание сотрудника (начальника) мужского пола, одежда и т.д. Некоторые конфликты можно использовать на пользу фирме. Если есть конкуренция, то это стимул к работе и повышение эффективности труда. Другие вопросы решаются путем диалога. Руководитель, как весы, должен уравновесить стороны конфликта. Но это в том случае если руководитель является беспрекословным лидером и обладает авторитетом.
- Конфликты связанные непосредственно с производственным процессом. Они могут быть как итог несогласия сторон в решении конкретных задач. Также причиной может стать банальная зависть.